1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Наш календарь

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Контактная информация

г. Рыбинск, ул. Пассажирская, 1 
+7-910-973-00-23
короткий номер с сотовых 33-00-23
+7-910-974-15-24
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Skype: lifeplus.ryb

Мой ребенок пошел учиться

DSC 3108-224x300Современная социальная среда бросает вызов первокласснику, попадающему в абсолютно новый для него образовательный процесс. И как в нем выжить, научившись при этом правилам поведения вполне взрослой жизни, и, если не полюбить науки, по крайней мере, понимать суть происходящих вещей?

 

Психологический центр «Жизнь плюс» проводит месячник помощи семьям первоклассников в вопросах адаптации детей к школьным требованиям, и мои вопросы — к психологу центра Радмиле Еременко:

- С началом учебного года семьи, где есть первоклашка, волнует вопрос: как помочь ребенку привыкнуть к школе?

- Адаптация ребенка к школе имеет несколько этапов: первый — две, максимум три недели, когда ему предъявляются другие дисциплинарные требования, чем в детском садике или семье, появляется много новых «нельзя», «надо», «правильно», «неправильно», с которыми он раньше не встречался. Второй период длится два­-три месяца. Считается, что 80% детей за это время должны успешно адаптироваться, но есть те, которым сложно входить в новую среду, эти ребята привыкают к новому коллективу до полугода, что считается нормой.
Но речь не только о том, что ребенок идет в школу. Правильнее говорить, что семья идет в школу. Подготовка к ней начинается с 4-5 лет. Если ребенок приучен к режиму дня, например, умеет ограничивать свои потребности, выполнять такие нехитрые требования, как «нельзя» и «можно», то это во многом облегчит привыкание к школьной среде.
Готовя ребенка к учебе, необходимо, чтобы родители перестроились в первую очередь: от вольной жизни вместе с будущим школьником вошли в организованное русло. К примеру, нужно помочь отцу и матери и в домашних делах, и в подготовке уроков — требуется распределение ролей, а если этого не происходит, то все начинают нервничать, переживать. Это первый и самый важный момент, который влияет на адаптацию первоклассника. Готова ли сама семья изменить свой привычный уклад, и готовит ли она ребенка к школе заранее?

- Бытует мнение, что в престижной школе, где требования и ожидания к ребенку могут быть выше, влиться в коллектив и привыкнуть к учителю бывает сложнее.

kakuyu-shkolu-vybrat-dlya-rebenka-2- Я бы не сравнивала престижные и непрестижные школы, поскольку элемент престижа больше существует в нашем восприятии. Адаптация ребенка не зависит от ориентации школы на углубленное изучение английского языка или на математический уклон. А насколько ребенок соответствует системе требований той школы, куда он попадает, вот это важно. И еще очень многое зависит от первого учителя, от того, как он себя ведет по отношению к ребенку. Грамотные педагоги работают и в сельских школах, и среди молодых есть достаточно сильные специалисты. Но сложности встречаются везде. Все дети разные. Выбор школы зачастую определяется родительскими амбициями, соответственно, теми ожиданиями, которые они предъявляют ребенку.

- Это может оказаться для первоклассника затруднительным?

- Да, потому что ребенок слышит: ты должен соответствовать, ты идешь в эту школу, ты представляешь семью, и ты должен «гордо нести флаг своей семьи».
А если у ребенка что-­то не получается? Тогда он чувствует себя неудачником, не таким, каким его хотели видеть родители. Он испытывает стресс и тревогу, в результате падает самооценка. Следствие — дезадаптивное поведение: не нравится учитель, ребята, в школе неинтересно, помните, как в том анекдоте «В школу-­то отправили, но забыли сказать, что на 11 лет каторга».

- В каких ситуациях родитель должен забеспокоиться, наблюдая за ребенком?

- В школе первоклассник испытывает большую нагрузку, и весь вопрос в том, справляется он с ней или нет. В случае неустойчивого типа нервной системы ребенок быстро утомляется, капризничает. В первые две недели ему может нравится все, он пребывает в эйфории. Ребенок взахлеб общается — такая активность может показаться родителям отклонением от нормы, но беспокойства напрасны. Плохо, если он не делится своими впечатлениями, либо замыкается в себе, либо плачет, отказывается идти в школу, раздражается, быстро устает, становится сонливым. Дети младшего школьного возраста — существа активные и открытые в общении, поэтому для родителей это повод насторожиться. Важно, чтобы дети говорили о том, что переживают — это хороший знак. Ненормально, когда они замыкаются в себе.

- Что тогда должен предпринять родитель?

- Можно выделить две основные ошибки взрослого: переубеждение ребенка и абсолютная вера в его слова. «Все хорошо, ты не прав, не пори ерунду, у тебя все получится», — говорит родитель, допуская первую ошибку.
А вместо этого надо принять состояние ребенка таким, какое оно есть, и показать, что его понимают и слышат: «Давай называть чувства, ты обижен, тебе страшно, ты испытываешь вину».
И, говоря о второй ошибке, нельзя предпринимать срочные действия: выяснять отношения с учителем или с обидчиком, защищая свое любимое чадо. Вначале взрослому достаточно принять состояние ребенка и сопережить вместе с ним его школьные драмы, не критикуя и не переубеждая. Он поймет, что родители его любят и принимают.
Шаг второй — разобраться в причине неудачи. Дома ребенка любили все, а в школе его не готовы принимать как самого умного, соответственно, ребята в этой школе становятся для него плохими. Учитель вместо того, чтобы спросить, сказала: «Сядь и ротик закрой» — плохой педагог. Ребенок перекладывает свои ожидания на ребят и взрослого в школе, и, если эти ожидания не реализуются, необходимо их корректировать, но это не может произойти одномоментно. Для родителей большой труд, чтобы проговорить ситуацию и понять ее. Ребенок по-взрослому разговаривать не будет, надо переводить его проблему в русло игры и сказки, сказочных персонажей, которые переживают то же самое, что и он. Вот пример из практики: «Как ты думаешь, — спрашиваю я у первоклашки, — почему учительница­-сова так сказала зайчонку: «Зайка, сядь на место и не разговаривай»? Ребенок переносит свои переживания: «Потому что она злая». «Нет, она не злая, просто в школе есть правила, и когда лесной детеныш их нарушает, сова сердится. Давай-ка, вспомним, какие есть правила?» Здесь мы попадаем в ту зону, где становится ясно, что у ребенка не сформированы представления о правилах, как должен вести себя ученик. Родителям советую переносить возникающую проблему в игровую плоскость. Был случай, когда мы с мамой мальчика, у которого не складывались отношения с ребятами в группе детского сада, придумали сказку про похождения его любимой игрушки, про маленький танк, изложив и разобрав существовавшую проблему.
Взрослому не стоит критично относиться к ребенку, не стоит сравнивать его с одноклассниками. Лучше пользоваться замещающими образами, тогда школьник безболезненно воспримет критику и воспользуется советами взрослого.
Не можете самостоятельно справиться с проблемой — следует обращаться к учителю. Но тогда родителю важно определиться, чьи он решает проблемы: свои или проблемы малыша. У взрослого могут быть завышены ожидания в отношении своего ребенка, поэтому он воспринимает педагога как врага, а нужно как помощника. Учитель наблюдает ребенка в школе и может сообщить свое видение ситуации. Педагог — наш союзник. И если ребенок чувствует себя одиноким, то поможет именно учитель.

- Стоит ли ограничивать первоклассника в пользовании интернетом и в просмотрах телепередач?

- Мое мнение: от 7 до 9 лет ребенок может пользоваться компьютером 40 минут в день. Телевизор — друг и враг, ограничивать телевизионные просмотры нужно, потому что ребенок в этом возрасте самостоятельно пользоваться ими как инструментом для образования не умеет. Его психика настолько пластична, что отсеять самостоятельно информацию он не может. Ребенок некритичен. Но чаще всего дело обстоит по-другому: ко мне приводят на консультацию трехгодовалых детей, которые по 40 минут сидят у компьютера, и как следствие — к пяти годам у них возникает устойчивая зависимость.

- Можно ли наказывать ребенка, запрещая компьютер?

- А вот наказывать запретом в пользовании компьютером я бы не стала. Здесь возникает элемент шантажа.
Я тебя сильнее, поэтому запрещаю. Я — взрослый, и я прав. Мы чему этим учим ребенка? Он воспримет эту модель поведения и впоследствии скажет: «Теперь я — взрослый, и ты (родитель) ничего со мной сделать не можешь, поэтому я хлопну дверью и пойду. И где я буду гулять, не скажу». Наказание трудом или лишением удовольствия без объяснения неконструктивно. Подтекст должен быть другим: я бы хотела тебе разрешить играть, но, к сожалению, я не могу этого сделать, потому что тогда мы не подготовимся к урокам, а у нас уже был печальный опыт. Ты вчера просидел дольше и получил плохую оценку. Здесь уже не наказание, а констатация факта. Сначала чувства принимаем, а потом объясняем последствия поведения. Конечно, взрослый имеет право наказать, но он должен знать, что у младшего школьника произвольная регуляция поведения не сформирована. Школа еще только учит прогнозировать собственное поведение и поведение других людей в отношении тебя. Ученик среднего звена уже меньше эгоист, и тогда наказание обоснованно.

- Как научить детей читать?

- Пусть каждый родитель задаст себе вопрос: а я люблю читать? У меня читающая семья. Для меня чтение было органично и естественно.

- А вот нечитающая семья, а ребенка научить надо…

- Возвращаемся к началу. Первоклассник идет в школу, и вся семья меняется, значит, теперь будем читать вместе. Ребенок нас учит: все, что мы упустили в своей жизни, восполним вместе с ним. Мамы и папы учатся вместе с детьми разными способами. Можно ремнем и ограничением заставить ребенка сесть и складывать слова, но заставить полюбить этот процесс невозможно. Приведу пример со своим племянником. Его папа говорил: пока я грядку копаю, ты сидишь и читаешь. Племянник со слезами, но читал, видя это, я предложила: «Давай читать по ролям»! Сели на диванчик: «Ты — за кота, я — за Дядю Федора». Нам было интересно, а поскольку племянник читал тогда плохо, то тянулся за мной.
«А давай еще раз». Ему же очень хотелось, чтобы его роль была исполнена хорошо. Сейчас продвинутые дети читать не любят, а вот слушать книги им нравится. Особенно если в семье заведено читать книжки перед сном. Всем людям свойственно постоянство. Если в семье есть привычка обращаться к книге, то у ребенка она тоже сформируется, потому что любовь к книге идет из семьи. Есть дети, читающие самостоятельно, но это редкий случай.

- И про занятия ребенка во внеурочное время. Надо это в первом классе?

- Это очень индивидуально. На первом периоде адаптации (сентябрь — октябрь) я бы не стала советовать дополнительные занятия, потому что первое время самое сложное. Лучше переждать и посмотреть: как ребенок справляется с нагрузкой. Детей с устойчивым типом нервной системы сразу видно: им свойственна длительная способность к активной деятельности. Но если вхождение в школу для ребенка затруднительно: плохо встает, рано ложится спать (в этом возрасте ребенку положено 11 часов сна), какие уж тут могут быть секции. Вообще, самый пик активной деятельности у первоклассника с 9 до 12 часов и с 15 до 18. В этот период и надо готовить уроки и активно заниматься. Или, допустим, ребенок успевает качественно подготовить уроки, у него нет физиологических сбоев, то тогда участие в спортивных секциях приветствуется. Но для младшего школьника важна не загруженность, а смена деятельности. Поучился, погулял, уроки сделал — можно пойти танцевать. Есть другой нюанс: школа не нравится, зато в танцах хорошо. Тогда анализируем, почему получается в танцах, и не получается в учебе. Весь вопрос в подготовленности к школе и типе нервной системы. Ребенок может быть не готов к тому маршруту образовательной программы, которую выбрал взрослый, например, человек с задержкой речевого развития попал в класс, занимающийся по системе Занкова, здесь нужно активно говорить. Тогда, наверное, нужно наступить на горло собственным родительским амбициям ради ребенка. Иначе нарушаются личностные связи, а семья — это единый организм, и когда в ней не складываются отношения, ребенок может выдать динамику дезадаптации в школе. Подготовка к школе — это системная семейная психология, любой результат ребенка берет начало в семье, и ему поможет сплоченная семья.

Маргарита КАРТАМЫШЕВА, РИ

FacebookVKontakteOdnoklassnikiLinkedinSkype




=?